Как должен создаваться сайт?
Данная статья написана с целью сэкономить время, нервы и деньги людей, которые хотят заказать разработку сайта. Прочитав эту статью вы поймете как происходит разработка сайта, который будет приносить клиентов, а не сливать рекламный бюджет.
1) Определение целей сайта и синхронизация видения
Наверное это самый важный этап. Если пропустить его, то вся последующая работа превратиться в большой геморрой для заказчика и разработчика.
В 95% случаев цель сайта — получение новых клиентов для заказчика. Сейчас уже почти не осталось заказчиков, которые делали бы сайт просто так.
Второй важный момент это синхронизация видения заказчика и разработчика по вопросу «каким должен быть сайт?». Часто бывает, что клиент понимает что ему нужен сайт для привлечения клиентов. Но при этом он хочет чтобы на сайте были элементы, которые могут отпугнуть клиентов и убить конверсию.
Задача разработчика выяснить, как заказчик видит свой будущий сайт, какие принципиальные моменты должны быть учтены на сайте. Разработчик должен уметь скорректировать видение заказчика, уметь объяснить почему не стоит делать так, а нужно сделать по другому.
Я объясняю заказчикам, что вся работа над сайтом строится на 2 принципах:
1) Сайт мы делаем с определенной целью — получать клиентов
2) Сайт мы делаем для ваших клиентов, а не для вас.
Исходя из 2 этих утверждений следует принимать все решения относительно структуры, текстов и дизайна сайта.
Если заказчик не согласен с 2 этими принципами, то скорее всего я откажусь от работы с ним, т.к. в дальнейшем между нами может возникнуть конфликт мнений.
2) Сбор данных и аналитика
Нельзя сделать хороший сайт, который будет решать проблемы пользователей и выполнять задачи заказчика без предварительного анализа.
На этом этапе важно собрать максимум информации о бизнесе и продукте заказчика, узнать всё о клиентах, изучить предложения конкурентов.
Если у заказчика есть старый сайт, то обязательно нужно провести его анализ. Изучить поведение пользователей на сайте, при помощи яндекс метрики и гугл аналитикса. Это нужно для того чтобы избежать ошибок при разработке и перенести хорошие решения на новый сайт.
Для сбора информации о бизнесе и клиентах заказчика я использую специальную анкету, состоящую из 80 пунктов. На основании собранных данных мы будем делать сайт.
Рис1. Часть вопросов из анкеты
3) Проектирование сайта
Когда у нас есть данные мы можем приступить к проектированию сайта. Первым делом мы разрабатываем профиль клиента. Профиль клиента — это словесное описание вашего потенциального клиента. Важно описать его максимально полно, учесть его потребности, проблемы, страхи, ожидания и прочее. Также можно добавить фотку какого-нибудь человека олицетворяющего вашего клиента, придумать ему имя.
Рис2. Пример профиля клиента для сайта по продаже септиков
У вас есть понимание кто ваш потенциальный клиент? Теперь важно определиться с общей концепцией сайта. Кроме этого важно учесть будущие рекламные каналы и теплоту трафика, степень готовности пользователей к покупке. Определите главную идею сайта. Какую пользу ваш сайт будет нести вашим потенциальным клиентам.
Следующим шагом нужно определить структуру сайта. Понять какие смысловые блоки должны быть на сайте. Для этого нужно обратиться к нашему профилю клиента. Вы должны постараться дать ответы на все важные для него ответы. Каждый элемент сайта должен отвечать на вопросы пользователя, решать его проблемы, убирать страхи и возражения.
Когда мы сделали скелет — определились со структурой, то можно начинать наращивать мясо. Писать тексты, подбирать картинки. Опять же все это делается с ориентацией на пользователей сайта.
Создаем прототип. На данном этапе заказчик и разработчик должны плотно взаимодействовать. В прототип очень легко вносить правки. Задача клиента и разработчика согласовать структуру и тексты будущего сайта. И не переходить к следующему этапу пока не будет согласования. На последующих этапах вносить правки будет сложнее. Для заказчика это может превратиться в дополнительные денежные и временные затраты.
В результате у вас получится прототип будущего сайта наполненный текстом.
Первый экран прототипа сайта по ремонту компьютеров
4) Графический дизайн
На данном этапе дизайнер графически оформляет прототип. У сайта появляется собственный стиль. Дизайн должен быть аккуратным и помогать раскрывать смыслы заложенные на этапе проектирования.
Результат этапа: графический макет сайта
Рис4. Прототип превращается в дизайн
5) Верстка и программирование
Макет сайта попадает к программисту. Он оживляет его, делает интерактивным. Важно, чтобы сайт получился быстрым, чтобы страницы загружались в течении пары секунд. Кроме этого у сайта должна быть адаптивная верстка, он должен быть удобен для просмотра с мобильных устройства, с маленьким экраном.
Рис5. Верстка сайта
6) Загрузка на хостинг и тестирование
После того как программист подготовил файлы сайта они загружаются на хостинг и сайт публикуется в интернете. Важно проверить корректность работы сайта. Посмотрите как он работает на мобильных устройствах. Приходят ли письма отправляемые через формы на сайте. Верно ли указан телефон на сайте и можно ли по нему дозвониться.
Обратите внимание, доменное имя сайта должно регистрироваться на вашу организацию или на вас, по вашим паспортным данным. Если разработчик не попросил у вас этих данных для регистрации домена, то скорее всего он зарегистрировал его на себя и вам он не принадлежит.
7) Подключение систем аналитик
На сайт устанавливают яндекс метрику и гугл аналитикс, настраивается отслеживание отправки форм и других целей. Желательно также настроить отслеживание телефонных звонков, чтобы понимать сколько звонков приносит сайт. Теперь мы сможем понять как ведут себя пользователи на сайте и как сайт справляется со своей задачей по привлечению клиентов.
Рис6. Интерфейс яндекс метрики
8) Сдача проекта заказчику
Разработчик демонстрирует работу сайта и отвечает на вопросы заказчика. Заказчику передаются все исходники, файлы, права и доступы от сайта.